Главная - Радиоастрономия - Рекомбинационные радиолинии

Рекомбинационные радиолинии

Кроме радиоизлучения в непрерывном спектре, у зон HII наблюдаются спектральные линии, возникающие при переходах между высоковозбужденными атомарными уровнями с большими значениями главного квантового числа n.

Формула Ридберга для частот переходов между уровнями с главным квантовым числом n и n + Dn в водородоподобном атоме:

Здесь Z – заряд ядра, R – постоянная Ридберга, для данной массы атома M:

R¥ – постоянная Ридберга для атома с бесконечно большой массой ядра. Для переходов между близко расположенными высоковозбужденными уровнями, когда n >> Dn,

Обозначения для переходов между высоковозбужденными уровнями следующие: Hn(Dn), первая буква – символ элемента, к которому относится атом (в данном случае водород), n – главное квантовое число нижнего уровня перехода, для обозначения величины Dn используют по аналогии с оптическими переходами греческие буквы a для Dn = 1, b для Dn = 2, g для Dn = 3 и т.д. В этих обозначениях линия La – H1a, Ha – H2a, Hg – H2g, Brackettg – H4g. Для атома водорода при n~ 20–60 частоты переходов Dn = = 1 попадают в диапазон миллиметровых волн, при n ~ 60–130 – в сантиметровый диапазон и при n > 130 – в диапазон дециметровых и метровых волн. Длины волн некоторых переходов водорода: H42a – 3.3 мм, H109a – 6 см, H157a – 18 см, H300a – 1.25 м.

Переходы между высоковозбужденными уровнями происходят при рекомбинациях атомов, когда электрон попадает на один из высоких уровней и совершает каскад по уровням с большими n. Поэтому линии, образующиеся при таких переходах, называют рекомбинационными линиями (РЛ).

Два типа объектов в Галактике, где обнаружены РЛ, – зоны HII и слабо ионизованные облака межзвездного газа.

Профили и интенсивности рекомбинационных линий. Для оптически тонкого газа dI µ dN(v). Если скорости атомов имеют максвелловское распределение по скоростям, линия имеет гауссову форму. Ширина линии:

Вследствие турбулентности реальная ширина линии может быть в несколько раз больше тепловой, соответствующая ширине температура до 3×104 K. При крупномасштабных движениях профиль линии может быть асимметричным. Коэффициент поглощения в линии в зависимости от частоты (с учетом вынужденных переходов):

f(n) – форма профиля, Nn¢, Nn – населенности уровней перехода n¢ (верхний), n (нижний), Bnn¢, Bn¢n – коэффициенты Эйнштейна для вынужденных переходов вверх и вниз. Населенности уровней, особенно высоковозбужденных, могут заметно отличаться от равновесных значений, соответствующих распределению Больцмана в случае локального термодинамического равновесия (ЛТР). Отношение населенностей может быть записано в виде:

bn – отношение реального числа атомов на уровне n к числу, предписываемому статистикой Больцмана при локальном термодинамическом равновесии (ЛТР, §1.2). Графики величины bn и ее логарифмической производной в зависимости от n для разных значений электронной плотности приведены на рис. 5.9. Коэффициент поглощения в линии

Таким образом, РЛ могут наблюдаться в спектре зоны HII только на тех частотах, где оптическая толща зоны HII в континууме по свободно-свободному излучению мала, иначе линия сольется с непрерывным спектром.

По измерениям рекомбинационных линий можно определить электронную температуру Te зоны HII. Первые определения давали Te ~ ~6×103 K, т.е. ниже, чем было известно для большинства зон HII (~104 K). Однако затем было показано, что значительную роль могут играть неравновесные процессы: линии оказываются усиленными по сравнению со случаем ЛТР, поэтому температура получается заниженной.

Картографируя зону HII в рекомбинационной линии, можно получить поле скоростей в зоне HII.

Наблюдаются также линии He, C и других элементов. Частоты их линий мало отличаются от частот водородных переходов. Это объясняется тем, что в высоковозбужденном атоме один из электронов расположен далеко от атомного остатка и воспринимает его как точечный элементарный заряд, равный заряду протона. Спектр такой системы также водородоподобный, т.е. имеет те же ридберговские уровни энергии и переходы, частоты которых даются формулой (5.28). Разница состоит лишь в постоянной Ридберга (5.29) из-за другой массы атомного остатка. Но эта разница невелика (см. рис 5.10). Так, на волне l ~ 6 см все линии укладываются в пределах ~2.7 МГц от частоты водородной линии.

В принципе по отношению интенсивностей РЛ разных элементов можно определить их содержание по отношению к водороду. Однако здесь необходима осторожность. По наблюдениям РЛ H и He в направлении галактического центра были получены аномально низкие значения отношения He+/H+ £ 0.02–0.06, что дало повод говорить о пересмотре химического состава этой области Галактики. Однако аномальное отношение интенсивностей линий объясняется мазерным усилением РЛ водорода в более холодном газе на луче зрения. В этом газе ионизованного гелия практически нет, так как потенциал ионизации гелия (24 эВ) почти вдвое выше, чем потенциал ионизации водорода (13.6 эВ).

Рекомбинационные линии наблюдаются также от диффузной межзвездной среды (от областей с малой степенью ионизации). Эти линии отличаются малой доплеровской шириной, так как возникают в холодных областях. Интенсивности линий углерода обычно сильнее, чем линии водорода, так как у атома углерода потенциал ионизации (11.1 эВ) ниже, чем у атома водорода. Поэтому в облаках, где водород нейтрален, углерод оказывается ионизован. Такая ситуация часто встречается вокруг B-звезд (более поздних, чем B2), УФ-излучения которых недостаточно, чтобы создать заметную зону HII вокруг себя. Однако кванты, не ионизующие водород, проникают в окружающее межзвездное облако и ионизуют углерод. Образуется зона CII , которая и наблюдается в РЛ углерода.

В последние годы очень высоковозбужденные линии углерода (до C732a, n = 16 МГц) наблюдались в поглощении в спектрах некоторых нетепловых радиоисточников (Cas A и др.) Вероятнее всего, эти линии образуются в разреженных, слабо ионизованных коронах межзвездных облаков, на границе с диффузной межзвездной средой.

Предел главного квантового числа n, до которого еще можно надеяться обнаружить РЛ, определяется фоном нетеплового радиоизлучения Галактики и составляет n ~ 1000. Кванты нетеплового низкочастотного фона быстро заставляют высоковозбужденный атом совершить вынужденный переход вниз. Это приводит к уменьшению времени жизни tж на высоковозбужденном уровне. В результате профиль линии оказывается лоренцевским, сильно уширенным, Dn ~ 1/ tж. Когда Dn становится порядка расстояния между соседними линиями, линии сливаются. Это означает, что дискретные уровни энергии переходят в континуум. Такому значению n соответствует радиус боровской орбиты ~0.1 мм, т.е. столь высоковозбужденный атом имеет вполне макроскопические размеры.